8 (925) 131-71-79
[email protected]

Эталонная музыка для проверки качества звучания аппаратуры  и тестирования акустики помещения. 

При проведении акустической экспертизы звуковоспроизводящего  оборудования и тестировании помещений  студии звукозаписи или комнаты прослушивания на предмет выявления акустических дефектов помещений  часто возникают просьбы об использовании  эталонной музыки. Что такое эталонная музыка и всегда ли оправдано ее применение?

Это понятие конечно абстрактно. Давно доказано, что люди воспринимают  музыку абсолютно  по - разному, и факт, что большинство из нас, не слышит  и 18 кГц.

Так что  без единой системы оценки качества звучания,  всеми понятной и принятой, бессмысленно говорить об идеальности.

Можно было бы обратиться за оценкой музыки  к "машинам", но и тут засада. Общепризнанной  проблемой  в аудиотехнике является недостаточная корреляция между измеряемыми параметрами аппаратуры и субъективной оценкой  качества звучания.

Причина кроется в том, что измерительные приборы, например FFT-анализаторы, рассматривают музыкальный звуковой сигнал не так, как система "ухо-мозг".  В результате приборы "видят" тьму информации, которая для слуха безразлична, (так в комнате с уровнем фонового шума 40дБ гармоники уровнем 120Гц понятно не могут быть услышаны), но не различают то, что для слуха важно (например, сопоставимые  с сигналом шумоподобные помехи).

Возникает вопрос, что тогда  принимать за эталон. Тестовый диск известного производителя?  А что можно протестировать набором  вычищенных красивых записей, которые изготавливают специально, чтобы  они хорошо звучали  на любой балалайке.  Да только то, что все,  более  или менее качественные  плееры по-разному воспроизводят эталонный контент,  причем один проигрывает лучше одну фонограмму, а другой другую.

 Конечно,  путем бесконечных перестановок дисков разного жанра можно прийти к какому-то общему знаменателю, но тут требуется серьезный опыт, да и необходим, не один день.

Так что, точно откалиброванным  диском с  музыкой, которую поставят вам в аудио салоне,  тестировать оборудование нельзя. Разводить лохов – пожалуйста. А вот  погрузиться в таинства музыки и оценить аппарат, слушая  вылизанную композицию, у которой отсутствует душа, невозможно.

Годы профессиональной работы  с музыкой показали, что наилучший результат при тестировании дает проигрывание музыки, сложной для воспроизведения, даже если  она записана с некоторыми искажениями и шумами. Тут у  некачественного оборудования начинаются серьезные проблемы. Например, у  группы YELLO на диске BABY есть места в треках, которые тракт среднего уровня просто не в состоянии воспроизвести. Безусловно, для  работы, более правильно использовать родной диск или формат FLAC (Free Lossless Audio Codec), но для усредненной оценки разрешения, МР3 подходит.

Yello Baby(1) (40.6 Mb)

Yello Baby(2) (45.2 Mb)

 

 

Нет ничего лучше для проведения диагностики  способности АС к воспроизведению вокальных партий и отдельных инструментов на "плотном" шумовом фоне. Недаром композиции YELLO постоянно включают в тестовые альбомы как фонограммы, по спектру приближающиеся к "серому шуму". Если писать совсем просто, то проверка происходит следующим образом, услышите на фоне шума  ясно солирующие инструменты, значит, разрешающая способность CD-плеера является удовлетворительной.

Для качественной оценки, экспертизу необходимо проводить на музыке разных жанров, которые, как известно,  взаимно дополняют друг друга. Наиболее сложны к воспроизведению партии фортепиано, скрипки и органа, так что, лучше всего для тестирования подходит классическая музыка, но она, к сожалению, не всех заводит. А это важно.

 Одним из главных правил проверки системы, является  репрезентативность фонограммы, говоря проще, музыка  должна быть наиболее типична для данного слушателя,  и часто прослушиваема.

Мы подобрали  комплект  произведений, стараясь выбрать нечто усредненное, подходящее большинству слушателей, а техническое совершенство записи позволит проводить анализ даже очень серьезной аппаратуры. 

Эталонная музыка 1,2 (47.7 Mb)

Эталонная музыка 3,4 (49.9 Mb)

Эталонная музыка 5,6 (49.7 Mb)

Эталонная музыка 7,8,9 (48.1 Mb)

Эталонная музыка 10,11,12 (48.5 Mb)

На что в первую очередь нужно обратить внимание при прослушивании. Необходимо сразу отключить все эффекты  и проверить натуральность тембра и естественность звука, а не красоту звучания. Должна присутствовать тончайшая детальность и эффект присутствия, отсутствовать звуковая размытость. Обратите внимание на локализацию стерео картины, отсутствие ее – верный признак  того, что акустика несфазирована.

Можно проанализировать звучание различных областей спектра, но скорее всего это приведет только к путанице. Признаком отличного качества является нежелание слушателя отдельно тестировать "низ, середину и верх". Когда звучание сбалансировано - человеку не интересно прислушиваться к звукам, он слушает музыку, не "спотыкаясь" о "стыки" между частотными областями

А теперь самая полезная  рекомендация–  рассчитывать только на свои уши.

Если музыка не оставляет вас равнодушным, - перед вами аппаратура высокого класса. Вы обязательно все услышите сами, поскольку  для сильного воздействия на эмоциональную сферу слушателя от аппаратуры требуется очень точное воспроизведение музыки.

При наличии микрофона, спектроанализатора или специального софта, мощнейшим инструментом анализа звукоусилительного тракта может служить "белый шум" и, хотя наш материал рассчитан на любителей музыки, а не специалистов теста, применение фонограмм с ним является обоснованным. Термин "белый шум" подразумевает наличие сигнала на всех частотах, который при этом меняется по амплитуде. Интенсивность звуковых волн в таком сигнале одинакова на всех частотах. 

Белый шум (2.2 Mb)

При тестировании "на слух " прекрасно подойдет  генератор тонов. По ссылке находится программа позволяющая использовать звуковую карту компьютера в качестве звукового генератора.

Генератор тонов (20 Kb)

Также полезны тоны. Специфика этого (данного) набора в том, что в отличие от обычных 16-битных сигналов, которые можно сделать в любом звуковом редакторе, эти сигналы сгенерированы в таком ключе, что в результате дают "чистый" спектр, без собственных гармоник выше уровня шума. Частота 918.5гц выбрана как некратная частоте дискретизации 44100 гц. Следовательно, можно не сомневаться, что все гармоники и интермоды, которые наблюдаются при прохождении этих сигналов через анализируемое оборудование, возбуждаются именно устройством воспроизведения сигнала

Тон (13.7 Mb)

Внимание! Специалисты ASPD  не занимаются тестированием и настройкой  оборудования  в помещениях не прошедших акустическую обработку, нам просто это уже  не интересно. Глубину баса, натуральность тембров и визуализация образов  получить в таких помещениях не представляется возможным.

И помните. Полная инсталляция АС обойдется в разы дороже их цены из-за реальной необходимости бескомпромиссного окружения.

На главную